Какие выбрать шины?

Владельцам обычных легковых машин проще — есть летние шины и зимние, причем и те, и другие унифицированы. Джиперам приходится труднее. Помимо градации на зимние и летние, шины для внедорожников различаются в зависимости от типа дороги, на которой их будут использовать. Существуют исключительно «шоссейные» шины, абсолютно недееспособные на проселке. В противовес им есть шины для бездорожья, передвижение на которых по асфальту будет похоже на пытку. Большинство же покрышек являются универсальными, но с перевесом в ту или иную сторону.

Анатомический театр

Практически вся современная резина имеет радиальную структуру. Диагональные шины занимают минимальную нишу на общем рынке покрышек — они используются в редких случаях на большегрузных машинах. На внедорожниках «диагоналка» до сих пор присутствует на отечественном (покрышки для «Нивы» и «УАЗа») и американском рынках (специальные модели для джипов, например, Super Swamper).

Различие между радиальными и диагональными шинами в так называемом корде — каркасе покрышки. Он сделан из текстиля или из металла и придает шинам форму и устойчивость. Если попытаться накачать шину без такого каркаса, то она поведет себя как обычная камера — будет становиться все больше и больше, пока наконец не лопнет.

Чтобы покрышка крепко и равномерно держалась на диске, ее внутренний край усиливают толстым валиком — учитывая, что автомобильные шины сегодня все чаще бывают бескамерными, роль валиков достаточно высока.

Однако одних лишь валиков, пусть даже усиленных стальной проволокой, для счастья недостаточно. От произвольного растягивания или вздутия шину должна предохранять плетеная капроновая вкладка. Вот по ней-то и отличается диагональная и радиальная резина. В первом случае волокна вкладки расположены по диагонали, от одного конца к другому; основа состоит из множества переплетений — крепкая и надежная структура. Недостаток такой конструкции заключается в том, что вкладка должна быть достаточно жесткой, а значит — прощайте, тишина и комфорт. Там, где нити переплетаются, они трутся друг о друга, и из-за этого резина сильнее греется на длинных перегонах.

С радиальными покрышками дела обстоят гораздо лучше. Дополнительно к капроновому каркасу в них есть несколько слоев стальной проволоки, не касающихся валика — иначе основа сделалась бы твердой. В результате возникает действительно прочная движущаяся поверхность, обеспечивающая хорошее сцепление с дорогой. Опять же благодаря дополнительным слоям, придающим шине устойчивость, нити каркаса расположены не по диагонали, а по радиусу колеса. Собственно, их расположение определяет и название этого типа покрышек.

Еще одно преимущество радиальных шин по сравнению с диагональными — лучшее поведение на асфальте. Машина идет гораздо мягче и при этом более устойчива. В качестве недостатка «радиалки» можно отметить мягкость боковых сторон покрышки. Их легко повредить при наезде на бордюр и тем более при поездках по бездорожью. Диагональные шины гораздо прочнее, так как их боковые стороны, как правило, снабжены плетеной вкладкой. Именно поэтому американцы уважают для оффроуда на камнях диагональный Super Swamper.

В то же время мягкость радиальных шин можно расценить и как преимущество. Такие шины, например, более устойчивы на льду, потому что лучше прилегают к поверхности. Если же их подспу- стить перед ездой по грязи, они дадут гораздо большую площадь контакта, чем «диагоналка» с таким же давлением.

Чтобы определить тип шины, делать ей вскрытие совсем необязательно. На радиальных шинах ставится маркировка «radial», на диагональных она отсугствует. Кроме того, строение покрышки легко распознать и по обозначению ее размеров. Большая латинская буква R однозначно свидетельствует о том, что это радиальные шины.

Европейский стандарт

Сведения о габаритах шины, выраженные в миллиметрах, выглядят самым непонятным образом, но на самом деле разобраться в них несложно. Первая цифра обозначает ширину покрышки в миллиметрах; далее идет высота боковины в процентах от ширины протектора; после буквы R или же поперечного штриха (для диагональных шин) приведен диаметр соответствующего диска в дюймах. Дальше следуют еще два индекса: максимальной нагрузки (две цифры) и максимальной скорости (одна большая буква). Значения букв индекса скорости и цифр индекса нагрузки приведены в таблицах.

Значение индексов скорости

Показатель допустимой скорости шин должен быть выше скорости, которую способен развить данный автомобиль — чтобы физически нельзя было разогнаться до такой степени, что покрышки начнут лопаться.

Определить, выдержат ли шины вес автомобиля и дополнительную нагрузку, поможет индекс нагрузки, указанный на боковой стороне покрышки. Отметим, что имеется в виду нагрузка на одно колесо, так что полученную после расшифровки символа величину необходимо умножать на четыре.

Американский стандарт

По правилам маркировки, принятым в США, первая цифра означает внешний диаметр шины в дюймах; затем, после значка «х», следует ширина покрышки в дюймах; следом за буквой R (или же штрихом) идет диаметр диска в дюймах. Существует еще и третий стандарт — европейский, но в дюймах. Он используется для маркировки шин грузовых автомобилей и иногда внедорожников. По этому стандарту обязательно указание ширины шины и диаметра диска. На нашем рисунке видны все три типа маркировки, расположенные друг напротив друга.

Но это еще не все. На боковой стороне шины нарисованы не менее интересные и важные вещи. Это всевозможные детали, касающиеся внутреннего устройства шины: количество плетеных слоев по бокам покрышки (Sidewall) и под движущейся поверхностью (Tread). Боковая сторона шины сообщает не только, где изготовлена шина, но и даже когда. Это можно определить по так называемому DOT-номеру — очень длинному числу, начинающемуся с букв DOT. Нас же интересуют только три последние цифры. Первые две из них обозначают неделю изготовления, последняя — год. Так, например, если последние цифры — 458, то шина была изготовлена на 45-й неделе в 1998 году. Конечно, она могла быть произведена и в 1988-м. Но тогда после DOT-номера не должно быть маленького треугольника. Производители покрышек договорились таким образом помечать десятилетие.

На боковой стороне покрышки, естественно, указан изготовитель, марка шины и ее тип. Обозначение типа, как правило, состоит из двух частей: общей серии и конкретного типа, так же как фамилия и имя человека. У Fulda, к примеру, все шины для внедорожников называются Tramp (раньше — Сатро), у Bridgestone — в основном Dueler. Но больший интерес представляет, как раз конкретный тип той или иной шины — ее специальное имя. Однако лишь у некоторых производителей по этому имени можно определить назначение шины. Так, Fulda помечает шины для бездорожья словом Тгас, всесезонные — Mix, а шины для скоростного шоссе — буквой Н. У Michelin зимние шины для города — это Alpin, шины для бездорожья — O/R. Однако только люди просвещенные могут догадаться, что у того же Michelin сокращение ХРС означает «городские всесезонные шины». В наборе же цифр, которым многие производители маркируют свои изделия, и подавно отсутствует всякий намек на назначение шины. Правда, некоторые все же нисходят до потребителя, помещая поддающиеся расшифровке символы: Н/Т, А/Т, М/Т, что означает соответственно High Trek (шоссейные), All Terrain (вседорожные) и Mud Terrain (грязевые). Наличие знака M + S свидетельствует о действительно хорошей приспособленности этих шин для езды зимой. Верно и обратное утверждение: шины без такой маркировки не соответствуют даже самым скромным требованиям к зимним шинам.