Медицина катастроф

Летом 2014 года руководство Land Rover Клуба убедило меня, что именно врач-травматолог службы «Медицина катастроф» им подходит по профилю для участия в трофи-рейде «Питер — Москва». Предстояло целую неделю провести в непроходимых дебрях российских лесов в компании 15 экипажей, которые имели возможность не только заболеть каким-то острым заболеванием, получить травму, но и обострить все хронические вялотекущие процессы в своем организме. Естественно, отказаться от столь заманчивого предложения я не смог.

Экстрим для здоровья

К концу недельного трофи стали известны не только имена джиперов и позывные экипажей, но также и диагнозы, поскольку за медицинской помощью по той или иной причине обратились практически 70% участников.

Последовавшие за питерским рейдом трофи «Золотое кольцо», «Питер — Москва — » и другие «покатушки» убедили в том, что экстремальный джиперский спорт без должного медицинского обеспечения переходит в категорию воинствующего безумства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, но, как выяснилось, эта истина известна не всем! В лесу можно получить травму из-за разгильдяйства, нерасторопности, неосторожного обращения с бензопилой и хай-джеком. Участники могут просто отстать, потеряться в лесу, могут встретиться со змеей, хищником, пострадать при ремонте автомобиля в полевых условиях. В связи с этим организаторы обязаны быть в курсе всех дел на трассе и знать точное количество не только стартовавших, но и финишировавших экипажей, чтобы вычислить «пропавших без вести». Если в трофи-рейде есть врач, то он должен находиться в середине колонны на подготовленном автомобиле, чтобы иметь возможность своевременно оказать помощь. Пока что с медицинским обеспечением таких мероприятий не все гладко, и они экстремальны хотя бы по этому. Если до ближайшей больницы несколько десятков километров реального бездорожья, то рассчитывать придется только на самого себя и соседний экипаж. И очень досадно в сложный момент не иметь под рукой ничего, кроме просроченного анальгина и скотча…

Во внедорожнике аптечка должна быть не просто укомплектована на 100% согласно инструкции, она должна находиться на видном месте, чтобы ею можно было немедленно воспользоваться. Неплохо было бы дополнить аптечку глазными каплями (например, альбуцид), которые после прохождения запыленных участков, грейдеров, гравиек помогут избежать зуда, рези в глазах, успокоят воспалительные явления. Хотя допустимо и просто промыть глаза крепким теплым чаем.

На запыленных участках желательно защищать рот и нос влажной повязкой типа банданы — как на Диком Западе — или марлевой повязкой в 6-8 слоев.

Любой трофи-рейд это экстрим и для желудка. Ежедневное нерегулярное питание консервами с большим количеством жира, копченостями, продуктами с нарушенными условиями хранения, злоупотребление горячительными напитками приводит к обострению желудочно-кишечных заболеваний. Обязательно положите в аптечку ношпу в таблетках или другой спазмолитик. Имодиум поможет при расстройстве стула. Изжогу устраняют альмагель, фосфолюгель, маалокс либо старая добрая сода. Но! При усилении болей в животе, повышении температуры, появлении напряжения передней брюшной стенки и ухудшении общего состояния не геройствуйте! Трофи должно немедленно перейти в ралли до ближайшей больницы. Применение сильных анальгетиков (обезболивающих) в этой ситуации не желательно, это может привести к сглаживанию клинической картины и трудностям диагностики.

Для борьбы с простудой подстрахуйтесь флакончиком капель в нос, препаратами, снимающими воспалительный процесс и першение в горле. Повышенную температуру снимет шипучий аспирин или эффералган. Можно рекомендовать обильное питье для уменьшения интоксикации.

Травматизм

Несколько слов о травматизме. Причин получения рай, ушибов или переломов более чем достаточно — топоры, бензопилы, оборванные тросы лебедок, вызывающие обширные рваные раны, машины, падающие с домкратов. Этот список вы можете продолжить сами.

В рейде «Питер — Москва — » мне пришлось делать маленькую операцию — первичную хирургическую обработку рвано-ушибленной раны голени джиперу, который не нашел взаимопонимания с бензопилой. Операционным столом служил в этой ситуации туристский коврик, а операционной — опушка леса у болота. Затем наблюдение за динамикой раневого процесса, антибиотикотерапия и перевязки. Все закончилось хорошо. Участник финишировал в п. Черноголовка вместе со всеми. Осталось только снять швы в поликлинике по месту жительства.

Интересно другое. О наложении асептической повязки во время получения ранения подумали единицы, о наложении жгута не подумал никто. Большинство трофистов схватили видеокамеры, чтобы снять зрелище.

Причиной основной массы смертельных исходов после ранения является острая кровопотеря.

Противопоказанием к наложению жгута является воспалительный процесс в месте наложения. При наложении жгуга не следует забывать и об асептической повязке на рану. Жгут должен лежать не более 1,5-2 часов, более длительное наложение может привести к необратимым нарушениям и омертвению всей конечности. Нельзя чем-либо закрывать жгут, он должен бросаться в глаза для удобства контроля. Пострадавший со жгутом и остановленным кровотечением должен быть немедленно доставлен в стационар для окончательной остановки кровотечения.

Если время доставки пострадавшего до больницы затягивается, необходимо на 10-15 минут снять жгут (артериальное кровотечение в этот период предупреждают пальцевым прижатием артерии) и наложить вновь — выше или ниже. Иногда это необходимо проделать несколько раз (зимой через каждые 30 минут, летом через 1 час). Чтобы не запутаться с длительностью наложения жгута, под него или к одежде пострадавшего целесообразно прикрепить записку со временем его наложения.

При отсутствии жгута сильное кровотечение можно остановить импровизированной закруткой. Для этой цели подойдет бандана, веревка, узкий ремень. Применяемый для закрутки предмет свободно завязывают на нужном уровне. В образовавшуюся петлю вводя палочку или дощечку и, вращая ее, закручивают петлю до полной остановки кровотечения. Следует помнить, что и наложение жгута, и закрутки — манипуляции, болезненные для пострадавшего. Поэтому используйте обезболивающее из аптечки. Кстати, в качестве противошокового средства рекомендован горячий сладкий чай для пострадавшего.

Внутренние кровотечения наблюдаются при проникающих ранениях, закрытых повреждениях (при разрыве внутренних органов без повреждения кожных покровов в результате сильного удара, падения с высоты, сдавления упавшим с домкрата автомобилем), а также при заболеваниях внутренних органов (язва, рак, туберкулез, аневризмы кровеносных сосудов). При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-либо полость. Кровотечения в замкнутые полости (брюшную, плевральную, сердечную сорочку, полость черепа) особенно опасны. Самое ужасное при этом, что диагностировать внутреннее кровотечение для неспециалиста практически невозможно. Спасение человека зависит от быстроты доставки его в стационар к специалистам.

Все вышесказанное можно адресовать охотникам, рыболовам, любителям экстрима на воде. Будьте в меру осторожны, расчетливы и бдительны в своих действиях! Как говорят медики, травматизм, как и заболевание, легче предупредить, чем лечить. Не доставляйте лини хлопот медикам!

Русская альтернатива

Производством всевозможного внедорожного оборудования, предназначенного для любителей экстримальной езды, в мире занимается несколько крупных, известных и солидных фирм. Их тросы, блоки, крюки, сэнд-траки и другие приспособления весьма надежны, удобны и прочны, но уж очень дороги. Что ж, за качество, безупречную репутацию и славное имя всегда приходится платить дополнительно, но тут они, увы, далеко не всем по карману.

Впрочем, безвыходных ситуаций не бывает. Очень многое из необходимого оборудования можно найти на самом обычном строительном рынке.

Совсем необязательно, например, покупать фирменный трос за $50-150. Можно воспользоваться прочной «грузовой» или «тормозной» парашютной стропой, сделав на ее концах петли и прошив их силовым швом. Исходный материал обойдется в 25-30 рублей за метр. То же самое можно проделать и с обычным пожарным рукавом. Цена будет сопоставима.

Если нет желания или возможности связываться со швейной машинкой, ищите веревки круглого сечения. Например, альпинистские. Они удобны и эластичны, но для большей надежности их необходимо складывать вдвое и соответственно делать двойные петли. Такой трос из 12-миллиметровой веревки выдерживает сильный рывок и более чем достаточен для «Нивы» и иных легких внедорожников. Тяжелой технике нужен больший запас прочности, поэтому для нее из 5-6 альпинистских тросов можно сплести толстый канат. Чтобы точно рассчитать максимальную нагрузку, попросите у продавца паспорт на веревку, где обязательно должна быть указана ее динамическая прочность. Отечественная 12-миллиметровая веревка стоит 11-12 рублей за метр, 16-миллиметровая — 15-17 рублей. Импортные нет смысла брать, так как они существенно дороже и к тому же сильнее тянутся, работая как амортизатор и гася энергию рывка, столь нужную при выдергивании застрявшего автомобиля.

В качестве джиперского троса можно использовать и обычный канат. 30-миллиметровый, типа того что используется в цирке для акробатических упражнений под куполом, обойдется в 25 рублей за метр. Для особо тяжелых случаев подойдет мощный судовой швартовый конец, стоимостью в два раза дороже.

Стальные тросы прочнее и компактнее, но их можно использовать лишь для вытаскивания автомобилей с мощной рамой и прочными буксирными крючьями или проушинами. Дело в том, что металл совершенно не амортизирует рывок — и потому нередки случаи, когда такой трос «с мясом» выдирает кусок машины. Поэтому застрявшие внедорожники с несущим кузовом можно тащить стальным тросом только внатяг. Зато металл совершенно незаменим в лебедке. Он нужен и для замены истершегося «родного» троса, и для всевозможных удлинителей. Чтобы на конце сделать петлю, можно использовать промышленные зажимы, а лучше найти место, где этот трос качественно заплетут, это гораздо надежнее. 10-миллиметровый черный трос стоит на рынках 8-10 рублей. Оцинкованный — порядка 25.

Тонкие металлические тросы диаметром 3-4 мм бывают нужны для защиты ветрового стекла от веток во время езды по лесу. Для того чтобы натянуть его между кенгурином и верхним багажником, необходимы винтовые стяжки. Предпочтительнее всего № 6. Их цена 50-60 рублей. Сам трос должен быть либо оцинкованным (8-10 рублей за метр), либо в пластиковой оболочке (10-12 рублей).

Тем, кто пользуется лебедкой, стоит запастись парой блоков. Если тянуть через них, каждый будет увеличивать тяговое усилие в два раза. При этом нагрузка на трос, сколько бы блоков ни было задействовано в системе, останется прежней, равной тяговому усилию лебедки, а вот на каждый из блоков она будет приходиться в двойном размере. Это и надо учитывать при выборе полиспаста. В некоторых отечественных блоках применяются подшипники качения. Это хорошо, но увеличивает цену. Правда, надежный блок найти на рынке непросто, но в случае неудачи можно воспользоваться каким-нибудь строительно-рекламным и обзвонить многочисленные склады спецоборудования. «Заводской» блок обойдется в 300 — 600 рублей в зависимости от грузоподъемности. Многоручейные полиспасты дороже — порядка 1000. «Кооперативные» блоки сомнительной прочности заметно дешевле, однако выдержат они, пожалуй, только усилие ручной лебедки, да и то не все.

Зато всевозможных «шаклов», крючьев и карабинов на строительных рынках в избытке — можно выбирать на любой вкус и размер. Важно лишь помнить, что альпинистские карабины держат в лучшем случае три тонны. Мощные кованые крюки с петлей под трос и предохранительной проволочной скобой удобны и надежны, но если в материале есть дефект, могут переломиться после первого же рывка. Если такой крюк уже выдержал несколько серьезных испытаний — значит будет служить вечно. Стоят они 20-30 рублей. Несколько дороже — 30-100 рублей — стоят разнообразные завинчивающиеся «шаклы», или, как их называют на рынке, «коуши». Они максимально надежны. Однако, выбирая такое приспособление, важно учитывать, насколько удобно его завинчивать. Представьте себе, что вам придется делать это под водой в жидком иле. Поэтому предпочтение стоит отдать тем конструкциям, где нет отдельной гайки. Кроме того, важно, чтобы палец ввинчивался легко, не закусывал и не требовал точной центровки. Размер такого «шакла» зависит уже от массы автомобиля, толщины троса и величины буксирной проушины.

Много всего интересного можно обнаружить на строительном рынке и при подготовке машины к трофи. Так, например, замечательный шноркель получается из полипропиленовых канализационных труб. Он собирается на герметике, как детский конструктор, — по месту состыковываются прямые и изогнутые участки. В зависимости от необходимой толщины такой шноркель обойдется по 20-50 рублей за деталь. А если в процессе подготовки автомобиля потребовалось удлинить вентиляционные трубки сапунов мостов и топливного бака, можно порекомендовать сделать это при помощи легкого армированного водопроводного шланга. Это обойдется в 12 рублей за метр.

Найти прямой аналог сэнд-тракам среди стройматериалов и приспособлений вряд ли удастся (хотя в принципе варианты есть, и о них будет отдельный разговор), но металлический уголок и прутки для самодельных «дорожек» приобрести не проблема. Сваренные в гараже траки, конечно, будут тяжелее фирменных, но существенно дешевле. А для преодоления зимнего бездорожья можно вообще использовать витые пружинные коврики, какие нередко кладут перед порогом, чтобы вытирать ноги. Как вариант подойдет часть сетки от старой кровати, менее эффективна жесткая штукатурная сетка и бесполезна рабица. Между прочим, самой мелкоячеистой штукатурной сетке есть особое применение. Если ее закрепить с обратной стороны радиаторной решетки, она будет гасить напор воды, заливающей подкапотное пространство при преодолении бродов.

В общем, не ища легких путей в фирменный магазин, можно прилично сэкономить на всевозможных внедорожных атрибутах и быть уверенным в их надежности. Главное — вовремя включить фантазию. А она порой подсказывает такое!.. Но мы уже не будем рассказывать о том, что при помощи нехитрого оборудования и водопроводных труб можно сделать оцинкованный кенгурятник по собственному, единственному и неповторимому проекту. И не исключено, что при грамотном расчете крепежа он окажется гораздо практичнее и эффективнее многих покупных изделий. Давайте оставим этот и иные подобные эксперименты самым заядлым любителям технического творчества.